Рекомендации для педагогов по применению инструментов национальной системы квалификаций в работе по профориентации старших школьников
- Подробности
- Опубликовано 29.11.2022 11:35
- Просмотров: 399
Новое и неожиданное о профориентации школьников для учителей
Как помочь подросткам 8-11 классов определиться с профессиональным будущим?
Все секреты здесь!
Важное предисловие.
Эти рекомендации для тех учителей, чье педагогическое призвание живет несмотря на несовершенство современной школы и тонны ненужных отчетов и поддерживается любовью и уважением учеников. Для тех, кто не боится и не ленится узнавать и использовать новое.
ВВЕДЕНИЕ
Школьный учитель… Это человек взрослый, образованный, имеющий опыт работы с детьми и прошедший определенный карьерный путь. Может быть, это просто учитель-предметник, а может еще и классный руководитель. Помимо прочих сложных и не очень профессиональных задач перед ним стоит важнейшая цель – помочь с самоопределением своим ученикам.
Опытный и знающий преподаватель понимает, какую роль играет педагог в жизни подростков, как отзываются в их душах похвалы и критика авторитетного человека, как одно вовремя или не вовремя сказанное слово может определить их будущее.
Наши рекомендации разработаны для вас – авторитетных людей в жизни юного поколения. Пусть ваши ученики не станут гениальными математиками или поэтами, нобелевскими лауреатами по химии или успешными музыкантами. Важно не это. Куда важнее, что ваше участие в жизни ребенка поможет ему раскрыть свой потенциал, свое призвание, пусть даже и не в области вашего предмета.
Уверены, самая значимая награда для настоящего педагога – получить спустя несколько лет искреннее «спасибо» от человека, которому он помог найти свой жизненный путь.
Итак, моделируем ситуацию. Вы учитель-предметник плюс классный руководитель. Предмет может быть совершенно любой, в качестве примеров мы будем рассматривать разные варианты. И у вас, конечно, есть обязанность формирования плана воспитательной работы, в котором вы должны планировать важные для всего класса и каждого ученика классные часы, мероприятия по развитию личности, анализ динамики этого развития, формулировать цели и ожидаемые результаты.
Давайте скажем честно: как правило, этот план делается с одной целью – чтобы он был, и едва ли треть из него находит качественное воплощение. Мы сейчас (простите нас!) добавим в ваш план еще один раздел в перечне направлений воспитательной работы. И это направление будет называться: «Профориентация».
Нас извинит то, что мы не просто опишем это направление, но и снабдим вас всеми необходимыми материалами для работы.
ВВОДНЫЙ ТЕСТ
В процессе получения педагогического образования и дальше, в ситуации профессиональной деятельности, каждый педагог получает знания и навыки в области детской психологии вообще и профессиональной ориентации школьников в частности.
Как правило, это знания и умения по применению специальных тестов, понимания принципов теории поколений, традиционных алгоритмов и основных инструментов профориентационной работы.
Но мир меняется. Меняются представления о системе образования, потребностях рынка труда, правилах построения карьерной траектории, новых и востребованных профессиях. Мы не всегда успеваем получить и осознать актуальную информацию и трансформировать ее в профессиональные действия, в том числе в работу со школьниками в части освоения ими навыков профессионального самоопределения.
Хотите проверить, насколько вы в тренде? Предлагаем пройти небольшой тест на самопроверку.
Готовы? Начнем.
Вопрос №1
Верно ли высказывание, что выявленные в школьном возрасте таланты и склонности актуальны всю жизнь без изменений? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.
- a) да
- b) нет
- c) затрудняюсь ответить
Вопрос №2
Как школьнику без ярко выраженных устремлений понять свое предназначение? Выберите все подходящие ответы.
- a) получить консультацию у профессионального профконсультанта
- b) искать информацию о разных профессиях, пробовать разные сферы профессиональной деятельности, чтобы определиться в будущем
- c) выбрать профессию, которая принесет больше денег
- d) выбрать профессию, которая считается перспективной
- e) пробовать самостоятельно или с помощью взрослых определить свои сильные стороны и свои желания
- f) затрудняюсь ответить
Вопрос №3
Как узнать, является ли интересующая вас специальность (профессия) востребованной и перспективной? Выберите все подходящие ответы.
- a) изучить ТОП-50 Министерства труда
- b) изучить отраслевую рамку квалификаций
- c) изучить вакансии рекрутинговых сайтов
- d) изучить справочник профессий на портале Роструда
- e) изучить квалификационные справочники ЕКС и ЕКТС
- f) затрудняюсь ответить
Вопрос №4
Верно ли утверждение, что бухгалтеры, конструкторы, IT-специалисты, кондитеры, дизайнеры безусловно обязаны иметь диплом о профильном образовании для трудоустройства в крупных успешных компаниях? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.
- a) да
- b) нет
- c) затрудняюсь ответить
Вопрос №5
Может ли человек с дипломом СПО стать руководителем компании? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.
- a) да
- b) нет
- c) затрудняюсь ответить
Вопрос №6
По каким специальностям из перечисленных сможет работать человек с дипломом «Учителя физики» при наличии у него интереса и знаний в этих специальностях? Выберите все подходящие ответы.
- a) менеджер по продажам
- b) маркетолог
- c) конструктор
- d) агроном
- e) технолог пищевого производства
- f) лаборант кафедры вуза
- g) затрудняюсь ответить
Вопрос №7
В каком документе можно найти современное описание того, что делает человек, занимаясь тем или иным видом профессиональной деятельности? Выберите все подходящие ответы.
- a) должностная инструкция
- b) профессиональный стандарт
- c) государственный образовательный стандарт
- d) единый квалификационный справочник
- e) диплом об образовании
- f) затрудняюсь ответить
Вопрос №8
Представители каких профессий используют в своей деятельности цифровые технологии? Выберите все подходящие ответы.
- a) бухгалтер
- b) ветеринар
- c) дизайнер
- d) курьер
- e) официант
- f) тракторист
- g) затрудняюсь ответить
Вопрос №9
Как человек без диплома инженера может подтвердить наличие у него необходимых знаний и умений, чтобы заниматься инженерно-технической деятельностью работать в сфере машиностроения? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.
- a) предоставить трудовую книжку с записью о работе инженером
- b) предоставить диплом о наличии среднего профессионального образования по специальности в области машиностроения
- c) предоставить рекомендации с прошлого места работы
- d) предоставить свидетельство о независимой оценке квалификации
- e) предоставить сертификат Инженера в области машиностроения
Вопрос № 10
Какой уровень квалификации в России определяют как самый высокий?
Выберите правильный ответ.
- a) 9
- b) 10
- c) 12
- d) 15
- e) 18
Вопрос № 11
Какие требования НЕ указываются в профессиональном стандарте?
Выберите правильный ответ.
- a) ограничения по допуску (возраст, состояние здоровья)
- b) требования к опыту практической работы
- c) требования к образованию и обучению
- d) итоговая сумма баллов по ЕГЭ
- e) обобщенная трудовая функция
Вопрос № 12
Как называется процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта?
Выберите правильный ответ.
- a) профессионально-общественная аккредитация
- b) независимая оценка квалификаций
- c) аттестационный совет
- d) мониторинг рынка труда
- e) защита портфолио
Правильные ответы:
Вопрос №1 |
b |
Вопрос №7 |
b, d |
Вопрос №2 |
a, b, e |
Вопрос №8 |
a, b, c, d, e, f |
Вопрос №3 |
a, c, d |
Вопрос №9 |
a, d |
Вопрос №4 |
b |
Вопрос №10 |
a |
Вопрос №5 |
a |
Вопрос №11 |
d |
Вопрос №6 |
a, b, c, d, e, f |
Вопрос №12 |
b |
Если Вы ответили правильно на 10-12 вопросов – поздравляем, Вы вполне продвинуты в части современных тенденций в области карьерного и профессионального развития.
Если количество верных ответов 6-9 – это результат человека, имеющего опыт и здравый смысл, но не обладающего специальными знаниями в области карьерного и профессионального развития.
Если Вы набрали менее 6 правильных ответов, это может говорить о Вашей увлеченности другими областями знаний, но не тем, что касается карьерного и профессионального развития.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ – НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Анализ материалов по системе профориентации в школе показывает ее инертность, четкое следование традиционным подходам и веру в эффективность традиционных инструментов.
План работы по профориентации любой организации общего образования можно предсказать, даже не заглядывая в него:
- беседы/рассказы/лекции о профессиях;
- встречи с представителями разных профессий;
- экскурсии на предприятия;
- использование самых простых тестов по примеру «человек-человек», «человек-техника» и т.д.;
- встречи с представителями организаций, реализующих программы высшего или среднего профессионального образования, которые приглашают к себе учиться.
Важно осознать, что это практически не работает, результативность таких мероприятий стремится к нулю, они не запоминаются, имеют минимум образовательного эффекта и почти не включают мотивацию. Как правило, сложившаяся система реализуется по принципу «отбыли – отчитались – забыли» и для учеников, и для учителей.
Предлагаем познакомиться с новыми подходами к профориентационной работе для школьников старших классов, которые, безусловно, наградят Вас званием «Самый полезный учитель» и дадут в руки универсальные инструменты для профориентации, подходящие не только для работы в школе, но вполне работающие и со взрослыми людьми (не забывайте и про себя, если вдруг решитесь сменить карьерную траекторию).
Сразу скажем: не стоит ждать волшебных рецептов или магических пассов, которые за пару сеансов позволят человеку определить перспективную для него сферу профессиональной деятельности.
Освоение этих методов потребует от вас некоторого времени и внимания. Но как учитель, вы это и так знаете.
Взгляни те на картинку ниже. Уверены, что пока непонятно: несколько знакомых слов и ряд незнакомых аббревиатур.
Национальная система квалификаций
Все это – элементы системы, которая называется Национальная система квалификаций (НСК). Если вам будет интересно познакомиться с этой системой подробнее, в таблице ниже вы найдете ссылки на соответствующие сайты и дополнительные материалы в приложении (по гиперссылкам).
Но сейчас наша задача - разобраться с теми элементами НСК и их характеристиками, которые вы будете использовать в профориентационной работе.
Все элементы системы взаимосвязаны, они не последовательны и не имеют преимуществ и приоритетов друг перед другом, поэтому должны восприниматься как единое целое.
В этом разделе рекомендаций мы дадим краткое описание и характеристику каждому элементу и расскажем, как эти знания можно использовать в профориентационной работе в школе.
Характеристика элементов национальной системы квалификаций
Элемент НСК |
Описание |
Вариант применения в профориентационной работе |
Ссылки на источники информации* |
НСК – Национальная система квалификаций |
Комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда. |
Можно использовать понятие НСК и описание элементов системы (кратко) в классных часах или на тематических родительских собраниях, чтобы дать представление о формировании в стране такой системы и о ее прямом или косвенном влиянии на всех работающих граждан, систему образования и рынок труда |
Словарно-справочное пособие НСК Стратегия развития НСК до 2030 |
ОРК – отраслевая рамка квалификаций |
Системное описание признаваемых в отрасли (области профессиональной деятельности) профессиональных квалификаций, обеспечивающее управление их развитием |
Информация применяется в качестве образца вариантов образовательной и/или карьерной траектории. Например, школьник планирует получить образование по конкретной программе ВО или СПО – ОРК покажет, какие у него варианты трудоустройства (через названия профессий) |
Размещается на сайтах отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Перечень Советов здесь - |
ПС – профессиональный стандарт |
Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции |
Информация применяется в качестве образца для изучения требований к образованию, опыту работы, допусков к работе по определённой квалификации |
Профессиональный стандарт сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru |
Квалификация |
1) характеристика профессиональной деятельности, которая определяется ее содержанием (трудовыми функциями), сложностью (характером применяемых умений), наукоемкостью (характером знаний) и ответственностью; 2) совокупность компетенций, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций, подтвержденная в результате оценки и официального признания |
Информация применяется как описание будущей профессии и требования к ней, а также перечисляются варианты названия должности и отраслей при выборе рабочего места |
Перечень утвержденных квалификаций и их описаний здесь - |
Профессия |
Относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса компетенций, которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда |
Информация применяется для формирования представлений о мире профессий, вариантов их освоения (где обучают), перспективности и видов родственных (схожих) видов деятельности |
государственный информационный ресурс «Справочник профессий» http://spravochnik.rosmintrud.ru |
Компетенция |
Динамическая комбинация знаний, умений, опыта и готовность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция, как составляющая квалификации, находит отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений |
Информация применяется для определения и оценки собственного ресурса: наличие или отсутствие профессиональных и/или общих компетенций по сравнению с теми, которые требуются для занятия определённой профессиональной деятельностью |
Компетенции для начинающих |
ВО/СПО/ДПО – высшее образование/среднее профессиональное образование/дополнительное профессиональное образование |
Уровни образования в России: - среднее профессиональное образование (обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, подготовки специалистов среднего звена); - высшее образование - бакалавриат; - высшее образование - специалитет, магистратура; - высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура. - дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки |
Информация применяется при планировании форм получения профессионального образования после школы. Дополнительно дается информация о вариантах, предусмотренных законом, о самообразовании. |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
ПОА – профессионально-общественная аккредитация |
Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля |
Информация применяется при выборе образовательной организации с целью оценки качества подготовки и соответствия ресурсной базы современным требованиям |
см. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, ст. 96 |
Рынок труда |
Система социально-экономических отношений, складывающихся при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации |
Информация применяется для описания вариантов трудоустройства, условий работы, формировании первых навыков мониторинга рынка труда, понимания прав и обязанностей работника и работодателя |
Каким будет рынок труда в 2025 году Мониторинг рынка труда |
Оценка личности (в разрезе профориентационной работы) |
Определение с помощью различных методик потенциала личности с точки зрения ее интеллектуальных, мотивационных, личностных ресурсов с целью определения вариантов путей профессионального развития |
Используется для обучения школьников навыкам самооценки, поиска и применения разных методов оценки |
Портал бесплатных профориентационных тестов: |
НОК – независимая оценка квалификации |
Оценка соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации с подтверждением соответствия свидетельством о квалификации |
Информация применяется для представления о разных формах оценки профессиональных компетенций, наряду с экзаменами после получения документа об образовании, аттестации на соответствие должности, конкурсами профессионального мастерства и т.д. |
Независимая оценка квалификации Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций http://nok-nark.ru см. федеральный закон О независимой оценке квалификации от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ Демо экзамен - https://ok.nark.ru/demo/ |
План карьеры |
Описание определенных шагов, которые определят траекторию движения к карьерной цели: получить профессию, получить работу, получить повышение, сменить место работы / направление деятельности и т.д. |
Информация используется для практических занятий по профориентации, когда школьники пробуют строить свои первые карьерные планы |
Что такое карьерный план и как его составить Электронный учебника «Карьерное моделирование» здесь - https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/textbook/ |
* в таблице даны ссылки на интернет источники и гиперссылки на дополнительные материалы в приложении 3 к Рекомендациям
ПРИЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Даже самые влюбленные в свою работу педагоги, работающие по призванию, которым интересна эта тема и которые по-честному изучили все материалы, скажут: «Это все, конечно, замечательно, но молодежь сейчас такая, что увлечь их системой НСК практически нереально. Они живут в своем мире и слишком от нас отличаются своими взглядами, своими гаджетами, своими непонятными ценностями».
Не сказали? Отлично!
Сказали? Давайте обсудим.
Для начала посмотрим, что говорят современники о своей молодежи.
1 |
Наша молодежь стремиться к быстрому успеху, она гиперопекаема, жаждет только комфорта и удовольствий. Молодые люди не умеют выбирать и боятся разочаровать окружающих |
2 |
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей |
3 |
Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления |
4 |
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру |
5 |
Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров |
Как Вы думаете, кто это сказал? Первая цитата – выдержка из результатов исследования поколения Z Сбербанка России в 2017 году. А остальные?
2 |
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей |
Сократ, V в. до н.э |
3 |
Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления |
Гесиод, 720 год до н.э |
4 |
Эта молодежь растленна до г лубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру |
Неизвестный автор, запись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет |
5 |
Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров |
Вильгельм Швебель (1845-1891) |
Признаем, что люди не меняются, они все те же во все времена, и мир не катится вниз. Он просто катится своим путем по спирали, наступая все на те же грабли, совершая все те же ошибки, упрекая неправильную молодежь.
А молодежь у нас не хорошая и не плохая, она разная, такая же разная, какой была в период нашей юности, какой была сотни и тысячи лет назад
Но, что для нас с вами чрезвычайно важно - во все времена была неизмеримо велика роль учителя, человека, у которого хватало не только ума для осознания важных мыслей, но и мудрости правильно эти мысли донести до своих учеников.
Учитель понимает особенности возрастной психологии, он осознает барьеры восприятия «заумностей» у подростков, он владеет методами мягкого донесения информации морально-нравственного и поучительного характера.
Учитель не скажет: «А сейчас вы запишите, как правильно искать подходящую профессию». Он не поставит клеймо на не самом успешном ученике «идиот, у которого ничего в жизни не выйдет». Он сделает так, что ученик и сам не поймет, что воспринял правильный совет и последовал ему. Почитайте очень интересную и совершенно реальную историю о правильном учителе (история о правильном учителе).
Рабочие материалы и инструменты по профориентации для школьников мы вам даем в приложениях, а здесь несколько базовых рекомендаций по их применению, общим подходам и принципам к профориентации школьников с учетом текущей ситуации на рынке труда и трансформации системы профессиональных квалификаций.
- Относитесь к своим ученикам не как к детям, а как к взрослым людям, которые всего через 3-5 лет столкнуться с теми же проблемами, которые есть у вас.
- Постарайтесь избавиться от стереотипов профориентационной системы недавнего прошлого: «высшее образование – обязательно для успешной карьеры», «одна профессия на всю жизнь», «большой стаж работы на одном месте – это важный показатель профессионализма и стабильности работника».
- Постарайтесь избавиться от менторских интонаций и позиции «мое мнение – единственно верное» в вопросах профориентации. Признавайте себе и ученикам, что вы сами еще многое в этой сфере не знаете. Именно эта позиция и ваше с учениками совместное освоение новой области знаний приведут к максимальному эффекту.
- Попробуйте на вкус и позвольте себе принять новые принципы построения карьеры в современном мире: «Мы должны учиться профессии всю жизнь, даже если это одна профессия на всю жизнь»; «Все меняется очень быстро, я тоже должен быть гибким, адаптивным и воспринимать изменения не как стресс, а как возможность», «То, что раньше считали глупой игрой сегодня может превратиться в новую интересную и высокооплачиваемую профессию»; «Никто не обязан всю жизнь работать на одном месте, в одном городе – мир открывает границы и становится доступным».
- Внушите своим ученикам и их родителям, что формат получения образования меняется: большинство профессий не требует жертвы в 4-6 лет образовательного процесса с невнятными результатами. Не все осознают простую вещь, что вся информация, которую раньше люди получали, слушая профессора, – доступна в один клик. Смысла ходить на лекции ради получения знаний – нет.
- Главная цель профориентационной работы в школе – не навязывание чужих представлений об успешной карьере и правильной профессии, и даже не в диагностировании профессиональных интересов и способностей ребенка (они все равно со временем меняются у большинства), а в том, чтобы показать огромный мир профессий и заинтересовать в его изучении; не пугать, что каждый профессиональный выбор – приговор, а показать, что каждый выбор дает многовариантные последствия.
- Повышайте уровень своих общих компетенций в профессиональной деятельности. А еще подумайте над мыслью:
У каждого человека должно быть 5 хобби, чтобы:
- зарабатывать деньги,
- держать себя в физической форме,
- быть творческим,
- постоянно получать новые знания,
- расширять кругозор.
Вы согласны с этой мыслью? Сколько хобби у вас? Может быть, вы и сами захотите применить к себе новые принципы профессиональной ориентации? Какие из этих хобби позволяют вам быть хорошим учителем?
- Включайте элементы профориентационной работы не в лоб, не в рамках специальных занятий и классных часов, а доставайте из рукава как бы невзначай, в самые разные моменты (обычный урок, разговор с родителями на собрании, сообщение в общем чате – в общем, в форме 25-го кадра).
Какой-то жизненный пример, цитата авторитетного человека, слово поддержки – это важно, и, как правило, уместно.
В процессе своего урока вдруг спросите: а чем это знание или умение может пригодиться в жизни, или в какой профессии это умение будет важным?
И вдруг окажется, что химический опыт – не абстракция, а способ почистить духовку, а знание из биологии РНК-интерференции нужны востребованным сегодня агрономам-генетикам. Успешность на уроках литературы может дать старт начинающему блогеру, а конкретное упражнение на уроке физкультуры поможет в профилактике серьезного заболевания.
Еще мы хотим предложить вам выдержки из рассуждений самых разных известных людей о будущем детей, их профессиональном выборе.
С чем-то вы не согласитесь, а что-то найдет отклик в вашей душе или натолкнет на нужную мысль.
Рада Грановская советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор Цель меняет человека. Масштаб цели определяет масштаб человека. Во всех невероятных ситуациях выживают те, у кого есть цель. У нас общенациональной цели нет. А личной нас лишило образование. Поэтому сейчас с этим сложно. Но главное, что я хочу вам сказать, — нужна цель. Она человека держит и направляет. Вот это чрезвычайно важно. Поэтому эту цель важно поддерживать с 9–10 лет. Может, цель изменится — ребенок подрастет, поймет, что на Сириус он не полетит, но он будет стремиться к чему-то. А сейчас я молодого человека, который закончил школу, спрашиваю: «Куда ты пойдешь учиться?» Он говорит: «А что я, дурак? Я в любом киоске больше заработаю». Мы превращаемся в растения. |
|
Татьяна Черниговская советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО Все зависит от того, кем вы хотите быть (кем хочет быть ваш ребенок). Если вы хотите стадо, тогда на здоровье, надо всем дать гаджеты, пусть они с ними живут, читают комиксы. Если вы хотите, чтобы это были сложные, с интересной внутренней жизнью люди, тогда планку нужно поднимать. И это должна быть не книжка, в которой комиксы, а книжка, которую трудно читать, чтобы формировать нейронную сеть. Если вы претендуете на то, чтобы быть человеком высокого ранга, тогда один образ жизни, если не претендуете на этот ранг – тогда ваше дело. |
|
Екатерина Шульман политолог, публицист Говорят, инфантильная пошла молодежь. Она не инфантильная. Она правильно делает, им жить долго. Им не надо срочно до 20 лет получить профессию на всю жизнь и дальше работать на одном производстве, им не надо срочно жениться и выйти замуж до 25 лет. Человек готовится к тому, что ему придется всю жизнь учиться и переучиваться, т.к. одна профессия на всю жизнь – это нереалистично. |
|
Людмила Петрановская российский психолог, педагог и публицист GAP YEAR – год когда ребенок не сразу поступает в вуз по окончанию школы, а год работает или осматривается в жизни, чтобы понять, что вообще в жизни есть. Жизнь в школе – жизнь в искусственной среде, ребенок пока растет, почти не видит мир профессий, только в зоне своей реальности: учителя, врачи, продавцы, таксисты. Дети видят только картинку, но не понимают процессы, не понимают, что человек делает на работе. Опасения, за этот год, что ребенок все забудет, расхочет учиться, разболтается – не оправданы. До 90% желающих поступить, поступают (европейская статистика). |
В наших силах превратить школу в лавку сокровищ из полезных знаний и умений,
и тогда мир, безусловно, изменится к лучшему.