Версия сайта для слабовидящих
Нажмите для перехода.
Нажмите для перехода.

Приказ Минпросвещения Рссии от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Приказ Минпросвещения Рссии от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"  просмотреть

 

Методические рекомендации "Создание современного инколюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ" просмотреть

Заседание районного общественного совета по вопросам образования муниципального образования «Тайшетский район» в обновленном составе

23 декабря 2022 года на базе МБУДО ЦДО «Радуга» г. Тайшета состоялось заседание районного общественного совета по вопросам образования муниципального образования «Тайшетский район» в обновленном составе.

Подробнее...

Резолюция районного родительского собрания от 21.12.2022 г.

Уважаемые родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций Тайшетского района!

 

Наступают зимние каникулы – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. У вашего ребенка появится больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у вас – забот и тревог за их безопасность.

Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей, особенно если они остаются дома без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма. 

Подробнее...

Районное родительское собрание в режиме онлайн 21.12.2022 г.

21 декабря 2022 года состоялось заседание Районного родительского собрания в режиме онлайн. В собрании приняли участие родители (законные представители) воспитанников, обучающихся образовательных организаций Тайшетского района, руководители образовательных организаций, руководители и представители надзорных органов Тайшетского района.

Подробнее...

Неделя профилактики употребления табачных изделий «Мы – за чистые легкие»

С 17 по 24 ноября 2022 года в общеобразовательных организациях Тайшетского района прошла областная неделя профилактики употребления табачных изделий «Мы – за чистые легкие!», приуроченная к Международному дню отказа от курения.

Подробнее...

Рекомендации для педагогов по применению инструментов национальной системы квалификаций в работе по профориентации старших школьников

Новое и неожиданное о профориентации школьников для учителей

Как помочь подросткам 8-11 классов определиться с профессиональным будущим?

Все секреты здесь!

 

  Важное предисловие.

  Эти рекомендации для тех учителей, чье педагогическое призвание живет несмотря на несовершенство современной школы и тонны ненужных отчетов и поддерживается любовью и уважением учеников. Для тех, кто не боится и не ленится узнавать и использовать новое.

 

  ВВЕДЕНИЕ

  Школьный учитель… Это человек взрослый, образованный, имеющий опыт работы с детьми и прошедший определенный карьерный путь. Может быть, это просто учитель-предметник, а может еще и классный руководитель. Помимо прочих сложных и не очень профессиональных задач перед ним стоит важнейшая цель – помочь с самоопределением своим ученикам.

  Опытный и знающий преподаватель понимает, какую роль играет педагог в жизни подростков, как отзываются в их душах похвалы и критика авторитетного человека, как одно вовремя или не вовремя сказанное слово может определить их будущее.

  Наши рекомендации разработаны для вас – авторитетных людей в жизни юного поколения. Пусть ваши ученики не станут гениальными математиками или поэтами, нобелевскими лауреатами по химии или успешными музыкантами. Важно не это. Куда важнее, что ваше участие в жизни ребенка поможет ему раскрыть свой потенциал, свое призвание, пусть даже и не в области вашего предмета.

  Уверены, самая значимая награда для настоящего педагога – получить спустя несколько лет искреннее «спасибо» от человека, которому он помог найти свой жизненный путь.

  Итак, моделируем ситуацию. Вы учитель-предметник плюс классный руководитель. Предмет может быть совершенно любой, в качестве примеров мы будем рассматривать разные варианты. И у вас, конечно, есть обязанность формирования плана воспитательной работы, в котором вы должны планировать важные для всего класса и каждого ученика классные часы, мероприятия по развитию личности, анализ динамики этого развития, формулировать цели и ожидаемые результаты.

  Давайте скажем честно: как правило, этот план делается с одной целью – чтобы он был, и едва ли треть из него находит качественное воплощение. Мы сейчас (простите нас!) добавим в ваш план еще один раздел в перечне направлений воспитательной работы. И это направление будет называться: «Профориентация».

  Нас извинит то, что мы не просто опишем это направление, но и снабдим вас всеми необходимыми материалами для работы.

 

  ВВОДНЫЙ ТЕСТ

  В процессе получения педагогического образования и дальше, в ситуации профессиональной деятельности, каждый педагог получает знания и навыки в области детской психологии вообще и профессиональной ориентации школьников в частности.

  Как правило, это знания и умения по применению специальных тестов, понимания принципов теории поколений, традиционных алгоритмов и основных инструментов профориентационной работы.

  Но мир меняется. Меняются представления о системе образования, потребностях рынка труда, правилах построения карьерной траектории, новых и востребованных профессиях. Мы не всегда успеваем получить и осознать актуальную информацию и трансформировать ее в профессиональные действия, в том числе в работу со школьниками в части освоения ими навыков профессионального самоопределения.

  Хотите проверить, насколько вы в тренде? Предлагаем пройти небольшой тест на самопроверку.

  Готовы? Начнем.

 

Вопрос №1

Верно ли высказывание, что выявленные в школьном возрасте таланты и склонности актуальны всю жизнь без изменений? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.

  1. a) да
  2. b) нет
  3. c) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №2

Как школьнику без ярко выраженных устремлений понять свое предназначение? Выберите все подходящие ответы.

  1. a) получить консультацию у профессионального профконсультанта
  2. b) искать информацию о разных профессиях, пробовать разные сферы профессиональной деятельности, чтобы определиться в будущем
  3. c) выбрать профессию, которая принесет больше денег
  4. d) выбрать профессию, которая считается перспективной
  5. e) пробовать самостоятельно или с помощью взрослых определить свои сильные стороны и свои желания
  6. f) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №3

Как узнать, является ли интересующая вас специальность (профессия) востребованной и перспективной? Выберите все подходящие ответы.

  1. a) изучить ТОП-50 Министерства труда
  2. b) изучить отраслевую рамку квалификаций
  3. c) изучить вакансии рекрутинговых сайтов
  4. d) изучить справочник профессий на портале Роструда
  5. e) изучить квалификационные справочники ЕКС и ЕКТС
  6. f) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №4

Верно ли утверждение, что бухгалтеры, конструкторы, IT-специалисты, кондитеры, дизайнеры безусловно обязаны иметь диплом о профильном образовании для трудоустройства в крупных успешных компаниях? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.

  1. a) да
  2. b) нет
  3. c) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №5

Может ли человек с дипломом СПО стать руководителем компании? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.

  1. a) да
  2. b) нет
  3. c) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №6

По каким специальностям из перечисленных сможет работать человек с дипломом «Учителя физики» при наличии у него интереса и знаний в этих специальностях? Выберите все подходящие ответы.

  1. a) менеджер по продажам
  2. b) маркетолог
  3. c) конструктор
  4. d) агроном
  5. e) технолог пищевого производства
  6. f) лаборант кафедры вуза
  7. g) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №7

В каком документе можно найти современное описание того, что делает человек, занимаясь тем или иным видом профессиональной деятельности? Выберите все подходящие ответы.

  1. a) должностная инструкция
  2. b) профессиональный стандарт
  3. c) государственный образовательный стандарт
  4. d) единый квалификационный справочник
  5. e) диплом об образовании
  6. f) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №8

Представители каких профессий используют в своей деятельности цифровые технологии? Выберите все подходящие ответы.

  1. a) бухгалтер
  2. b) ветеринар
  3. c) дизайнер
  4. d) курьер
  5. e) официант
  6. f) тракторист
  7. g) затрудняюсь ответить

 

Вопрос №9

Как человек без диплома инженера может подтвердить наличие у него необходимых знаний и умений, чтобы заниматься инженерно-технической деятельностью работать в сфере машиностроения? Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ.

  1. a) предоставить трудовую книжку с записью о работе инженером
  2. b) предоставить диплом о наличии среднего профессионального образования по специальности в области машиностроения
  3. c) предоставить рекомендации с прошлого места работы
  4. d) предоставить свидетельство о независимой оценке квалификации
  5. e) предоставить сертификат Инженера в области машиностроения

 

Вопрос № 10

Какой уровень квалификации в России определяют как самый высокий?

Выберите правильный ответ.

  1. a) 9
  2. b) 10
  3. c) 12
  4. d) 15
  5. e) 18

 

Вопрос № 11

Какие требования НЕ указываются в профессиональном стандарте?

Выберите правильный ответ.

  1. a) ограничения по допуску (возраст, состояние здоровья)
  2. b) требования к опыту практической работы
  3. c) требования к образованию и обучению
  4. d) итоговая сумма баллов по ЕГЭ
  5. e) обобщенная трудовая функция

 

Вопрос № 12

Как называется процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта?

Выберите правильный ответ.

  1. a) профессионально-общественная аккредитация
  2. b) независимая оценка квалификаций
  3. c) аттестационный совет
  4. d) мониторинг рынка труда
  5. e) защита портфолио

 

 

Правильные ответы:

Вопрос №1

b

Вопрос №7

b, d

Вопрос №2

a, b, e

Вопрос №8

a, b, c, d, e, f

Вопрос №3

a, c, d

Вопрос №9

a, d

Вопрос №4

b

Вопрос №10

a

Вопрос №5

a

Вопрос №11

d

Вопрос №6

a, b, c, d, e, f

Вопрос №12

b

 

  Если Вы ответили правильно на 10-12 вопросов – поздравляем, Вы вполне продвинуты в части современных тенденций в области карьерного и профессионального развития.

  Если количество верных ответов 6-9 – это результат человека, имеющего опыт и здравый смысл, но не обладающего специальными знаниями в области карьерного и профессионального развития.

  Если Вы набрали менее 6 правильных ответов, это может говорить о Вашей увлеченности другими областями знаний, но не тем, что касается карьерного и профессионального развития.

 

  НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ – НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

  Анализ материалов по системе профориентации в школе показывает ее инертность, четкое следование традиционным подходам и веру в эффективность традиционных инструментов.

  План работы по профориентации любой организации общего образования можно предсказать, даже не заглядывая в него:

- беседы/рассказы/лекции о профессиях;

- встречи с представителями разных профессий;

- экскурсии на предприятия;

- использование самых простых тестов по примеру «человек-человек», «человек-техника» и т.д.;

- встречи с представителями организаций, реализующих программы высшего или среднего профессионального образования, которые приглашают к себе учиться.

  Важно осознать, что это практически не работает, результативность таких мероприятий стремится к нулю, они не запоминаются, имеют минимум образовательного эффекта и почти не включают мотивацию. Как правило, сложившаяся система реализуется по принципу «отбыли – отчитались – забыли» и для учеников, и для учителей.

  Предлагаем познакомиться с новыми подходами к профориентационной работе для школьников старших классов, которые, безусловно, наградят Вас званием «Самый полезный учитель» и дадут в руки универсальные инструменты для профориентации, подходящие не только для работы в школе, но вполне работающие и со взрослыми людьми (не забывайте и про себя, если вдруг решитесь сменить карьерную траекторию).

  Сразу скажем: не стоит ждать волшебных рецептов или магических пассов, которые за пару сеансов позволят человеку определить перспективную для него сферу профессиональной деятельности.

  Освоение этих методов потребует от вас некоторого времени и внимания. Но как учитель, вы это и так знаете.

  Взгляни те на картинку ниже. Уверены, что пока непонятно: несколько знакомых слов и ряд незнакомых аббревиатур.

2022 11 29 112235

 

  Национальная система квалификаций

  Все это – элементы системы, которая называется Национальная система квалификаций (НСК). Если вам будет интересно познакомиться с этой системой подробнее, в таблице ниже вы найдете ссылки на соответствующие сайты и дополнительные материалы в приложении (по гиперссылкам).

  Но сейчас наша задача - разобраться с теми элементами НСК и их характеристиками, которые вы будете использовать в профориентационной работе.

  Все элементы системы взаимосвязаны, они не последовательны и не имеют преимуществ и приоритетов друг перед другом, поэтому должны восприниматься как единое целое.

  В этом разделе рекомендаций мы дадим краткое описание и характеристику каждому элементу и расскажем, как эти знания можно использовать в профориентационной работе в школе.

  Характеристика элементов национальной системы квалификаций

Элемент НСК

Описание

Вариант применения в профориентационной работе

Ссылки на источники информации*

НСК – Национальная система квалификаций

Комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда.

Можно использовать понятие НСК и описание элементов системы (кратко) в классных часах или на тематических родительских собраниях, чтобы дать представление о формировании в стране такой системы и о ее прямом или косвенном влиянии на всех работающих граждан, систему образования и рынок труда

Словарно-справочное пособие НСК

Стратегия развития НСК до 2030

ОРК – отраслевая рамка квалификаций

Системное описание признаваемых в отрасли (области профессиональной деятельности) профессиональных квалификаций, обеспечивающее управление их развитием

Информация применяется в качестве образца вариантов образовательной и/или карьерной траектории.

Например, школьник планирует получить образование по конкретной программе ВО или СПО – ОРК покажет, какие у него варианты трудоустройства (через названия профессий)

Размещается на сайтах отраслевых советов по профессиональным квалификациям. Перечень Советов здесь -

https://nok-nark.ru/spk/list/

ПС – профессиональный стандарт

Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции

Информация применяется в качестве образца для изучения требований к образованию, опыту работы, допусков к работе по определённой квалификации

Профессиональный стандарт

сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru

Квалификация

1) характеристика профессиональной деятельности, которая определяется ее содержанием (трудовыми функциями), сложностью (характером применяемых умений), наукоемкостью (характером знаний) и ответственностью;

2) совокупность компетенций, обеспечивающих выполнение определенных трудовых функций, подтвержденная в результате оценки и официального признания

Информация применяется как описание будущей профессии и требования к ней, а также перечисляются варианты названия должности и отраслей при выборе рабочего места

Перечень утвержденных квалификаций и их описаний здесь -

https://nok-nark.ru/pk/list/

Профессия

Относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса компетенций, которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда

Информация применяется для формирования представлений о мире профессий, вариантов их освоения (где обучают), перспективности и видов родственных (схожих)   видов деятельности

государственный информационный ресурс «Справочник профессий» http://spravochnik.rosmintrud.ru

Компетенция

Динамическая комбинация знаний, умений, опыта и готовность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция, как составляющая квалификации, находит отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений

Информация применяется для определения и оценки собственного ресурса: наличие или отсутствие профессиональных и/или общих компетенций по сравнению с теми, которые требуются для занятия определённой профессиональной деятельностью

Компетенции для начинающих

ВО/СПО/ДПО – высшее образование/среднее профессиональное образование/дополнительное профессиональное образование

Уровни образования в России:

- среднее профессиональное образование (обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, подготовки специалистов среднего звена);

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура.

- дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки

Информация применяется при планировании форм получения профессионального образования после школы. Дополнительно дается информация о вариантах, предусмотренных законом, о самообразовании.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

ПОА – профессионально-общественная аккредитация

Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля

Информация применяется при выборе образовательной организации с целью оценки качества подготовки и соответствия ресурсной базы современным требованиям

см. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, ст. 96

Рынок труда

Система социально-экономических отношений, складывающихся при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации

Информация применяется для описания вариантов трудоустройства, условий работы, формировании первых навыков мониторинга рынка труда, понимания прав и обязанностей работника и работодателя

Каким будет рынок труда в 2025 году

Мониторинг рынка труда

Оценка личности (в разрезе профориентационной работы)

Определение с помощью различных методик потенциала личности с точки зрения ее интеллектуальных, мотивационных, личностных ресурсов с целью определения вариантов путей профессионального развития

Используется для обучения школьников навыкам самооценки, поиска и применения разных методов оценки

Портал бесплатных профориентационных тестов:

https://careertest.ru/tests/

НОК – независимая оценка квалификации

Оценка соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации с подтверждением соответствия свидетельством о квалификации

Информация применяется для представления о разных формах оценки профессиональных компетенций, наряду с экзаменами после получения документа об образовании, аттестации на соответствие должности, конкурсами профессионального мастерства и т.д.

Независимая оценка квалификации

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций http://nok-nark.ru

см. федеральный закон О независимой оценке квалификации от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ

Демо экзамен - https://ok.nark.ru/demo/

План карьеры

Описание определенных шагов, которые определят траекторию движения к карьерной цели: получить профессию, получить работу, получить повышение, сменить место работы / направление деятельности и т.д.

Информация используется для практических занятий по профориентации, когда школьники пробуют строить свои первые карьерные планы

Что такое карьерный план и как его составить

Электронный учебника «Карьерное моделирование» здесь   - https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/textbook/

* в таблице даны ссылки на интернет источники и гиперссылки на дополнительные материалы в приложении 3 к Рекомендациям


  ПРИЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

  Даже самые влюбленные в свою работу педагоги, работающие по призванию, которым интересна эта тема и которые по-честному изучили все материалы, скажут: «Это все, конечно, замечательно, но молодежь сейчас такая, что увлечь их системой НСК практически нереально. Они живут в своем мире и слишком от нас отличаются своими взглядами, своими гаджетами, своими непонятными ценностями».

  Не сказали? Отлично!

  Сказали? Давайте обсудим.

  Для начала посмотрим, что говорят современники о своей молодежи.

1

Наша молодежь стремиться к быстрому успеху, она гиперопекаема, жаждет только

комфорта и удовольствий. Молодые люди не умеют выбирать и боятся разочаровать

окружающих

2

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами,

презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми,

изводят учителей

3

Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны,

если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления

4

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы.

Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени.

Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру

5

Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров

 

Как Вы думаете, кто это сказал? Первая цитата – выдержка из результатов исследования поколения Z Сбербанка России в 2017 году. А остальные?

2

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши,

она отличается дурными манерами,

презирает авторитеты, не уважает старших,

дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу,

изводят учителей

Сократ, V в. до н.э

3

Я утрачу всякие надежды

относительно будущего нашей страны,

если сегодняшняя молодежь завтра

возьмет в свои руки бразды правления

Гесиод, 720 год до н.э

4

Эта молодежь растленна до г

лубины души. Молодые люди глупы и ленивы.

Никогда они не будут походить на

молодежь нашего времени. Молодое поколение

сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру

Неизвестный автор, запись на глиняном горшке,

найденном среди развалин Вавилона.

Возраст этого горшка свыше 3000 лет

5

Молодежь смотрит на мир

только глазами своих кумиров

Вильгельм Швебель (1845-1891)

  Признаем, что люди не меняются, они все те же во все времена, и мир не катится вниз. Он просто катится своим путем по спирали, наступая все на те же грабли, совершая все те же ошибки, упрекая неправильную молодежь.

  А молодежь у нас не хорошая и не плохая, она разная, такая же разная, какой была в период нашей юности, какой была сотни и тысячи лет назад

  Но, что для нас с вами чрезвычайно важно - во все времена была неизмеримо велика роль учителя, человека, у которого хватало не только ума для осознания важных мыслей, но и мудрости правильно эти мысли донести до своих учеников.

  Учитель понимает особенности возрастной психологии, он осознает барьеры восприятия «заумностей» у подростков, он владеет методами мягкого донесения информации морально-нравственного и поучительного характера.

  Учитель не скажет: «А сейчас вы запишите, как правильно искать подходящую профессию». Он не поставит клеймо на не самом успешном ученике «идиот, у которого ничего в жизни не выйдет». Он сделает так, что ученик и сам не поймет, что воспринял правильный совет и последовал ему. Почитайте очень интересную и совершенно реальную историю о правильном учителе (история о правильном учителе).

  Рабочие материалы и инструменты по профориентации для школьников мы вам даем в приложениях, а здесь несколько базовых рекомендаций по их применению, общим подходам и принципам к профориентации школьников с учетом текущей ситуации на рынке труда и трансформации системы профессиональных квалификаций.

  1. Относитесь к своим ученикам не как к детям, а как к взрослым людям, которые всего через 3-5 лет столкнуться с теми же проблемами, которые есть у вас.
  1. Постарайтесь избавиться от стереотипов профориентационной системы недавнего прошлого: «высшее образование – обязательно для успешной карьеры», «одна профессия на всю жизнь», «большой стаж работы на одном месте – это важный показатель профессионализма и стабильности работника».
  1. Постарайтесь избавиться от менторских интонаций и позиции «мое мнение – единственно верное» в вопросах профориентации. Признавайте себе и ученикам, что вы сами еще многое в этой сфере не знаете. Именно эта позиция и ваше с учениками совместное освоение новой области знаний приведут к максимальному эффекту.
  1. Попробуйте на вкус и позвольте себе принять новые принципы построения карьеры в современном мире: «Мы должны учиться профессии всю жизнь, даже если это одна профессия на всю жизнь»; «Все меняется очень быстро, я тоже должен быть гибким, адаптивным и воспринимать изменения не как стресс, а как возможность», «То, что раньше считали глупой игрой сегодня может превратиться в новую интересную и высокооплачиваемую профессию»; «Никто не обязан всю жизнь работать на одном месте, в одном городе – мир открывает границы и становится доступным».
  1. Внушите своим ученикам и их родителям, что формат получения образования меняется: большинство профессий не требует жертвы в 4-6 лет образовательного процесса с невнятными результатами. Не все осознают простую вещь, что вся информация, которую раньше люди получали, слушая профессора, – доступна в один клик. Смысла ходить на лекции ради получения знаний – нет.
  1. Главная цель профориентационной работы в школе – не навязывание чужих представлений об успешной карьере и правильной профессии, и даже не в диагностировании профессиональных интересов и способностей ребенка (они все равно со временем меняются у большинства), а в том, чтобы показать огромный мир профессий и заинтересовать в его изучении; не пугать, что каждый профессиональный выбор – приговор, а показать, что каждый выбор дает многовариантные последствия.
  2. Повышайте уровень своих общих компетенций в профессиональной деятельности. А еще подумайте над мыслью:

  У каждого человека должно быть 5 хобби, чтобы:

- зарабатывать деньги,

- держать себя в физической форме,

- быть творческим,

- постоянно получать новые знания,

- расширять кругозор.

  Вы согласны с этой мыслью? Сколько хобби у вас? Может быть, вы и сами захотите применить к себе новые принципы профессиональной ориентации? Какие из этих хобби позволяют вам быть хорошим учителем?

  1. Включайте элементы профориентационной работы не в лоб, не в рамках специальных занятий и классных часов, а доставайте из рукава как бы невзначай, в самые разные моменты (обычный урок, разговор с родителями на собрании, сообщение в общем чате – в общем, в форме 25-го кадра).

  Какой-то жизненный пример, цитата авторитетного человека, слово поддержки – это важно, и, как правило, уместно.

  В процессе своего урока вдруг спросите: а чем это знание или умение может пригодиться в жизни, или в какой профессии это умение будет важным?

  И вдруг окажется, что химический опыт – не абстракция, а способ почистить духовку, а знание из биологии РНК-интерференции нужны востребованным сегодня агрономам-генетикам. Успешность на уроках литературы может дать старт начинающему блогеру, а конкретное упражнение на уроке физкультуры поможет в профилактике серьезного заболевания.

  Еще мы хотим предложить вам выдержки из рассуждений самых разных известных людей о будущем детей, их профессиональном выборе.

  С чем-то вы не согласитесь, а что-то найдет отклик в вашей душе или натолкнет на нужную мысль.

Granovskaya 

Рада Грановская

советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор

Цель меняет человека. Масштаб цели определяет масштаб человека. Во всех невероятных ситуациях выживают те, у кого есть цель. У нас общенациональной цели нет. А личной нас лишило образование. Поэтому сейчас с этим сложно. Но главное, что я хочу вам сказать, — нужна цель. Она человека держит и направляет. Вот это чрезвычайно важно. Поэтому эту цель важно поддерживать с 9–10 лет. Может, цель изменится — ребенок подрастет, поймет, что на Сириус он не полетит, но он будет стремиться к чему-то.

А сейчас я молодого человека, который закончил школу, спрашиваю: «Куда ты пойдешь учиться?» Он говорит: «А что я, дурак? Я в любом киоске больше заработаю». Мы превращаемся в растения.

 Chernigovskaya

Татьяна Черниговская

советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО

Все зависит от того, кем вы хотите быть (кем хочет быть ваш ребенок). Если вы хотите стадо, тогда на здоровье, надо всем дать гаджеты, пусть они с ними живут, читают комиксы. Если вы хотите, чтобы это были сложные, с интересной внутренней жизнью люди, тогда планку нужно поднимать. И это должна быть не книжка, в которой комиксы, а книжка, которую трудно читать, чтобы формировать нейронную сеть. Если вы претендуете на то, чтобы быть человеком высокого ранга, тогда один образ жизни, если не претендуете на этот ранг – тогда ваше дело.

 Shulman

Екатерина Шульман

политолог, публицист

Говорят, инфантильная пошла молодежь. Она не инфантильная. Она правильно делает, им жить долго. Им не надо срочно до 20 лет получить профессию на всю жизнь и дальше работать на одном производстве, им не надо срочно жениться и выйти замуж до 25 лет. Человек готовится к тому, что ему придется всю жизнь учиться и переучиваться, т.к. одна профессия на всю жизнь – это нереалистично.

 Cetranovskaya

Людмила Петрановская

российский психолог, педагог и публицист

GAP YEAR – год когда ребенок не сразу поступает в вуз по окончанию школы, а год работает или осматривается в жизни, чтобы понять, что вообще в жизни есть. Жизнь в школе – жизнь в искусственной среде, ребенок пока растет, почти не видит мир профессий, только в зоне своей реальности: учителя, врачи, продавцы, таксисты. Дети видят только картинку, но не понимают процессы, не понимают, что человек делает на работе. Опасения, за этот год, что ребенок все забудет, расхочет учиться, разболтается – не оправданы. До 90% желающих поступить, поступают (европейская статистика).

В наших силах превратить школу в лавку сокровищ из полезных знаний и умений,

и тогда мир, безусловно, изменится к лучшему.

 

Профилактика кишечных инфекций вирусной этиологии

Острые кишечные инфекции (ОКИ) – группа заболеваний, обусловленных вирусами, бактериями или паразитами. Общими для данных инфекций являются факторы передачи: пищевые продукты, вода, инфицированные бытовые предметы и грязные руки. Первые симптомы возникают через несколько часов или дней после инфицирования, начало резкое, с появлением частого жидкого стула, рвоты, боли в животе, признаков интоксикации (лихорадки, озноба, тошноты). Заболевание может носить групповой характер и проявиться у нескольких человек, употреблявших инфицированную пищу или воду.

Подробнее...

Дополнительная информация